Зарубежная миссия Православной Церкви сегодня. Африка.
Наибольших успехов православные миссионеры добились на Африканском континенте. К настоящему времени здесь построено свыше тысячи храмов и число православных приближается к 7 миллионам, из которых подавляющее большинство – новообращенные коренные жители. Действуют православные семинарии, школы, больницы, появились первые монастыри. Африка входит в сферу канонической ответственности Александрийского Патриархата, миссией занимаются по преимуществу греки, но оказывают поддержку также православные американцы и финны, в ЮАР трудятся сербские миссионеры. Миссия интенсивно развивается. Например, только в Танзании за последние шесть лет Православие приняли 70 000 человек. Активные действия ведутся в подавляющем большинстве стран, за исключением мусульманской Северной Африки, где проповедь христианства или прямо запрещена, или сильно ограничена.
Первоначально устроение миссий было ответом Православной Церкви на запрос самих африканцев. Некоторые местные общины сами в результате религиозного поиска приходили к Православию – так было в Уганде, Нигерии, Гане; где-то первым проповедником оказывался африканец, обратившийся во время обучения в Греции, – так было в Зимбабве; где-то люди приходили к Православию в результате сверхъестественных событий.
В качестве иллюстрации последнего можно привести историю появления Православия в Бенине. В этой стране никогда не было православных христиан, большинство жителей – язычники, и лишь около 20% католиков и протестантов вместе. C одним из них, офицером Оптатом Беханзином, в 1969 году случилось несчастье: его пятилетний сын Эрик оказался парализован. Врачи сказали, что мальчик останется таким на всю жизнь. Пораженный горем отец обратился к своей протестантской церкви, стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но молитвы были бесплодны. Тогда Оптат у себя дома собрал близких людей, уговорив их вместе молиться Христу об исцелении Эрика. Случилось чудо: мальчик исцелился. Это укрепило маленькую общину, а впоследствии стали происходить всё новые исцеления по их молитвам к Богу. К ним присоединялось всё больше людей, так что в 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь. Верующие стали усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию, как должна называться Его Церковь. И в этот момент Эрик Беханзин, которому тогда было уже 11 лет, получил откровение от Бога: «Мою Церковь называют Православной Церковью».
Это удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «Православная церковь Бенина», и только 12 лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все вместе – более 2500 человек – перешли в Православную Церковь.
О большой склонности африканцев к Православию свидетельствует случай, произошедший на Мадагаскаре в 1996 году. Православный миссионер архимандрит Нектарий совершал миссионерские поездки, рассказывая о Православии, но никого не крестил сразу, чтобы не было необдуманных и незрелых обращений. Как-то раз он проезжал мимо деревни Амбовондраманеси, где проповедовал ранее. Местные жители сообщили ему, что недавно там побывали два американских баптистских миссионера. Настойчиво проповедуя, баптисты пробыли в деревне три дня. В конце своего визита они хотели устроить массовое крещение и обещали селянам одновременно построить для них церковь, школу и больницу. Услышав это, глава деревни Фокотани встал и от лица всех жителей произнес: «Мы могли бы потребовать вашего отъезда в первый же день, как вы прибыли. Но мы выслушали, что вы хотели нам сказать. Теперь, когда вы закончили свою проповедь, мы просим вас покинуть нашу деревню и никогда не возвращаться. Нам не нужны ваши церкви, школы и больницы, так как мы православные христиане!» Такая твердость была проявлена жителями притом что они еще не были даже крещены в Православие и отец Нектарий не обещал им ничего из упомянутых выше материальных благ. В настоящее время эта деревня, как и ряд других, полностью православные.
Говоря о причинах особой расположенности африканцев к Православию, часто выделяют две основных. Во-первых, близость Православия к традиционной африканской культуре и миросозерцанию. Например, священник Иосиф Кваме Лаби из Ганы указывает на общинность африканцев, для которых чужд западный индивидуализм и близко православное понимание церковного единства. В качестве точек соприкосновения он также упоминает развитое чувство близости невидимого мира, традиции поминовения умерших, посты и другие обычаи. Во-вторых, Православие никогда не было религией колонизаторов и угнетателей; напротив, в ряде случаев Православная Церковь даже поддерживала право местных народов на самобытность. В некоторых странах первые православные чернокожие священники пострадали от колониального правительства, как, например, в Уганде, где священник провел в тюрьме пять лет за то, что организовал обучение детей на местном языке в то время, когда закон предписывал проводить обучение только на английском. Православные христиане никогда не приходили, чтобы что-то отнять у африканцев, извлечь какую-то материальную выгоду, так что в их отношениях с местными жителями нет черных страниц истории.
Способствует миссии и то, что в ней активно принимают участие монахи из монастырей святой горы Афона. Видя в их лице тех, кто на деле исполняет Евангелие, а не только говорит о нем, африканцы проникаются уважением к Православию. Особенно известен стал иеромонах Косма (Асланидис), которого называют «апостолом Заира». Многие в Конго (бывш. Заир) убеждены в его святости.
Православная Церковь в миссионерской работе допускает значительную инкультурацию: богослужения совершаются на местных языках, во время литургии используются барабаны, а сразу после службы прихожане танцуют; диавола изображают не черным, а красным; распространяется почитание преподобного Моисея Мурина – раннехристианского подвижника, который был чернокожим. Но во всех существенных пунктах и вера, и практика африканских приходов не отличается от общеправославной.
Наиболее сильные общины в Кении (где уже 1 миллион православных), Танзании, Уганде, Конго, Камеруне и на Мадагаскаре, в некоторых других странах миссия только начинается. Большую часть миссионерской работы выполняют священники из местного населения. Есть и свои проблемы: поскольку значительную часть поддержки традиционно оказывали христиане Греции и Кипра, то сейчас, в связи с экономическим кризисом в этих странах, возникла серьезная угроза финансовому обеспечению миссий.
Прочитано: 80 раз.