Сердечно сожалею о вас, что вы так сильно огорчились посещением Божиим побиением нив ваших с гречею, на которые вы полагали надежду и, может быть, делали расчет в уме своим доходам; но, как увидели надежду свою исчезнувшею, опечалилось сердце ваше о том, что не можете сделать того или другого, по вашему предположению.
Но у Бога другой расчет: совети Мои, не якоже совети ваши. Он – сего смиряет, и сего возносит (Пс. 74: 8). Мертвит и живит, убожит и богатит (1 Цар. 2: 6,7); и – кто может воле Его противиться?
Где ж искать христианину утешение в находящих ему искушениях и скорбях, как не в вере в Бога?
Но вера не просто есть только веровать, что Он наш Создатель: но веровать, что Он и промышляет о нас всесильною Своею десницею, и все устрояет для нас на пользу, хотя мы сего и не можем разуметь по дебелости нашего разума, помраченного мглою страстей наших, от нашего произволения нами действуемых, а водимые страстьми, и скорбь сильнее ощущаем.
Премилосердный же Господь, любя нас и хотя нас спасти и избавить от заблуждения и порабощения страстей, посылает различные скорби, лишения и болезни, дабы мы, познав суету свою и не находя утешения, обратились к Нему, «желаний наших краю».
Сердце наше, поражаясь нечаянными приключениями и печальми, невольно умирает миру, то есть страстям, и ищет утешения в лучшем. Не тогда только мы можем назваться верным, когда получаем благодеяния Божии, но когда принимаем с благодарением и наказания от руки Его, — тут-то и вера наша искушается: истинно ли мы веруем в Его промысл; мы, так как христиане, должны иметь для себя руководством в жизни и укреплением святое евангельское учение, которое нас уверяет, что и влас главы наше не погибнет без воли Божией, и птица не падает без оной. Когда уже нечувственный волос и малое создание – птичка – находится под промыслом Божиим, то что можем о себе сказать?
О всегдашнем над нами промысле, к вышеписанному, и сии слова Спасителя нашего удостоверяют: Отец мой доселе делает и Аз делаю (Ин. 5: 17), что иное как не промышление о всем мире, — а что еще важнее – и о спасении нашем; и что полезное всегда нам подает, учит: кто есть от вас человек, егоже аще вопросит сын его хлеба, еда каменно подаст ему; или аще рыбы просит, еда змию подаст ему. Аще убо вы зли суще, умеете деяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11: 11, 13).
Мы, по нашему неразумию, полагаем себя тогда счастливыми и на верху блаженства, когда приобретаем богатство, честь, славу и уважение; но Бог знает больше нас; когда Он видит, что с умножением оных повреждается душевное наше устроение, отъемлет от нас сии блага, подобно благоразумному отцу, не дающему сыну своему вместо полезных вредящих его вещей; и так как самые блага мира сего служат нам не пользою, но вредом, ввергают нас или в роскошь, или в гордость, если на них полагаем надежду нашего успокоения, то отъемлет оные от нас Господь, милосердствуя, да не погибнем душами; почему и должны благодарить Бога за Его посещения.
Мы, скудоумные, думая устроить свое состояние, печалимся, суетимся, лишаем себя покоя, оставляем исполнение долга веры за суетами, для того, дабы оставить детям хорошее имение; но знаем ли мы – послужит ли оное им пользою? Не видим ли детей, оставшихся с богатством, — но глупому сыну не в помощь богатство, — и оное только послужило им поводом к худой нравственности.
Надобно пещися оставить детям добрый пример своей жизни и воспитать их в страхе Божием и в заповедях Его: это главное богатство; когда будем искать Царствия Божия и правды Его, то сие – здешнее и нужная все приложатся вам (Мф. 6: 33).
Вы скажете: нельзя этого сделать, ныне свет требует не этого, но другого! Хорошо, но вы родители детей для света ли только? А не для будущей жизни?
Утешайте себя словом Божиим: аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде (Ин. 15: 18), а мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8:7). Не желайте быть детям вашим от славных мира, но чтоб были добрые люди, покорные дети, а когда Бог устроит, — верные супруги, нежные родители, попечительные о подвластных, любовные ко всем и ко врагам снисходительные.
Прочитано: 68 раз.