duhovnie-nastavleniyaТеперь видно, кажется, почему святые отцы предпринимали великие подвиги, хотя также в иных излишних подвигов не приметно.

Сими словами никак не намерены мы сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими тело удручается, вовсе не нужды; но желаем только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые отцы похваляют, называя ее «царским путем», и притом хотим обратить ваше главнейшее внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых.

Любите, братия, врагов ваших, благословляйте клянущих, добро творите ненавидящим и гонящим вас, побеждайте благим злое (то есть смирением) по заповеди: «Ударившему тебя в ланиту обрати и другую; желающему взять твою ризу отдай и срачицу». Лобзайте милосердие, ибо Господь сказал: аминь глаголю вам: понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе (Мф. 25: 40). Когда с кем хочешь подружиться и ему ввериться, узнай наперед: любитель ли он заповедей Господних? На сие Спаситель говорит: «От плод их познайте их», ибо от терния, то есть порочного человека, не собирают виноградных лоз, то есть: заповедей (дел) целомудрия и чистоты души, и от репейника (то есть горделивого и прелестного, самочинного) не собирают смокв: заповедей смирения.

А как за исполнением заповедей, а иногда и прежде, иные увлекаются осуждением ближнего, то в предостережение надо вспоминать совет евангельский: вынуть прежде бревно из собственного глаза, то есть из своего ума, гордость, от коей происходит осуждение других, и тогда, излечившись от своей немощи, возможем вынуть (искусно) сучец из ока ближнего, то есть случайное его поползновение, и большею частию в то время, когда нас попросят о том; а если непросимый осудил ты сучец в глазе братнем, знай известно, что твой глаз завален бревном гордыни.

Поминайте сказанное: отпущающим ближним их согрешения отпускает и им Бог собственные их грехи.

«Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам». В молитвах не просите наслаждения благами мира сего, но «Царствия Божия», и «остальное (то есть нужное и потребное) все приложится вам». Возлюбите искушения, ибо блаженны поносимые, гонимые, оклеветаемые Господа ради. Лобзайте терпение, потому что не взявшие креста своего, то есть терпение и благодарение за все случающееся, не могут быть учениками Иисусовыми.

Когда нарушишь заповедь Божию, возопий мытаревым гласом: Боже, милостив буди мне грешному, а когда исполнишь оную, скажи себе: Я раб неключимый и сотворил только повеленное.

Милосердный же Господь, милуя нашу немощь, успокоит нас в Своем Царствии (когда будем нудиться ко благу) и оправдает на страшном судище, где, по сказанному в Евангелии, первые (то есть желающие в сем мире первенствовать) будут последними, а последние (уничиженные и смиренные духом) первыми.

Прочитано: 73 раз.

Голосеево монастырь<--Голос --> Голосеево монастырь

Отправить комментарий

*