5Почитание преподобного Сергия Радонежского в дальнем зарубежье

Преподобный Сергий Радонежский, один из наиболее почитаемых русских святых, за пределами канонической территории Русской Православной Церкви известен меньше, чем, например, преподобный Серафим Саровский, святой Иоанн Кронштадтский, преподобный Силуан Афонский. Во многом это связано с тем, что преподобный Сергий не оставил после себя какие-либо творения или поучения, только пример своей жизни, запечатленной в житии.

Тем не менее, знают и любят его не только в России.

Прежде всего, приведем краткий обзор храмов и приходов, посвященных преподобному Сергию в странах дальнего зарубежья, поскольку храмы являются местами особого почитания того, кому они посвящены, и практически все зарубежные храмы имеют прихожан из числа обратившихся местных жителей.

Русская Православная Церковь Московского Патриархата имеет храмы, посвященные преподобному Сергию, в городах Порту Алегро (Бразилия), Будапешт (Венгрия), Берлин (Германия), Милан (Италия), Стокгольм (Швеция), Йоханнесбург (ЮАР), Шеньчжэнь (Китай) и Чанг (Таиланд).

Также Русская Зарубежная Церковь имеет храмы или приходы, посвященные преподобному Сергию, в городах Буэнос-Айрес (Аргентина), Бад-Киссинген (Германия), Медан (Индонезия), Саргода (Пакистан), а также в четырех городах США: Нью-Йорке, Сан-Франциско, Парме и Саутбери.

Православная Церковь в Америке имеет два Сергиевских храма: один в г. Лак-Лабеле (Канада) и второй в Нью-Йорке (США).

Западноевропейский Экзархат русских приходов Константинопольского Патриархата имеет посвященные преподобному Сергию храмы в городах Альбштадт (Германия), Оребро (Швеция), в Париже и Коломбеле (Франция).

Итого в настоящее время носят имя преподобного Сергия Радонежского 22 храма или прихода в 14 странах дальнего зарубежья.

Стоит особо отметить созданное митрополитом Евлогием (Георгиевским) в 1925 году Свято-Сергиевское подворье в Париже, которое задумывалось как подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и открытый при нем Свято-Сергиевский институт, мыслившийся как своего рода аналог Московской духовной академии. Хотя первоначально и подворье, и институт были в юрисдикции Русской Православной Церкви, в настоящее время они в юрисдикции «Русского Экзархата» Константинопольской Православной Церкви. Из числа выпускников института был покойный патриарх Антиохийский Игнатий IV. В первые десятилетия в Свято-Сергиевском институте преподавание велось только на русском и большинство студентов были русские, но сейчас уже давно преподавание ведется на французском и обучаются, как правило, студенты из франкоязычных стран.

Из всех перечисленных выше храмов большинство принадлежат приходам, в которых значительную часть составляют русские. Их появление – плод любви русского народа к преподобному Сергию. Однако есть посвященные ему приходы, которые полностью состоят из новообратившихся местных жителей. Таков италоязычный приход в Милане, венгероязычный приход в Будапеште, таковы миссионерские приходы в Пакистане и Индонезии. В этом случае уместно говорить о постепенном распространении почитания преподобного Сергия и в других народах.

Свидетельством этого является и появление его жития во многих переводах – не только на языки православных стран (болгарский, греческий, грузинский, румынский, сербский), но и европейских неправославных (английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, голландский, финский, польский), а также азиатских (тайский, японский, китайский, урду).

О том, что эти переводы оказывают большое воздействие, свидетельствуют такие истории, как обращение Марка Санавара из Пакистана. Вот что он пишет: «Когда я учился в университете, я познакомился с житием преподобного Сергия Радонежского – и с этого времени всё словно перевернулось. Простая жизнь этого аскета-подвижника буквально потрясла мои представления о том, как надо жить и верить. Он провел много лет в лесу отшельником в полном уединении, а когда митрополит Алексий попросил, чтобы он стал его преемником, Сергий отказался, предпочтя остаться простым монахом. Меня всё это очень заинтересовало, и я принялся читать о Православии – больше и больше… Святая жизнь преподобного Сергия во многом вдохновила меня на переход в Святое Православие».

Подобную историю рассказывает живущий в США итальянец Ник Чиннапи: «Я был католиком, но прочитал в интернете житие преподобного Сергия. Вскоре после этого я обратился в Православие. Я считаю преподобного Сергия тем, кто сподвигнул меня к Православию. И хотя я принадлежу приходу греческой Церкви, я считаю Русскую Церковь своей матерью – и всё благодаря святому Сергию Радонежскому».

Вероятно, нечто подобное сподвигло и обратившегося в Православие француза Сергия Фурнье устроить в своем доме в Марракеше (Марокко) около 1930 года часовню в честь именно преподобного Сергия (до наших дней она не сохранилась).

Подпитывают почитание преподобного Сергия свидетельства иностранных туристов и паломников, на которых посещение Троице-Сергиевой Лавры произвело огромное впечатление. Так, один американец, в то время всерьез увлекавшийся буддизмом, на несколько недель приехал в Россию. Он пишет: «Я посетил Троице-Сергиеву Лавру и впервые приложился к мощам святого. В этих “мертвых костях”, казалось, было больше жизни, чем во всей южной Калифорнии»[1]. Впоследствии он принял Православие, а затем и монашеский постриг с именем Адриан.

А вот слова японского православного паломника о молитве у мощей Преподобного: «После принятия крещения десять лет назад меня не покидает ощущение недостаточно полной веры в существование Бога. Отбросив в какой-то момент свои прежние сомнения, я через некоторое время опять чувствую определенную неуверенность. Но во время молитвы в Троицком соборе меня переполняет осознание того, что я по-настоящему молюсь Богу. Бог действительно есть, и Христос пребывал на земле»[2].

18 апреля 2010 года в Сергиевском кафедральном соборе г. Парма (США) замироточила икона Преподобного

Известны и современные чудеса, связанные с именем преподобного Сергия на Западе. Так, например, 18 апреля 2010 года в Свято-Сергиевском кафедральном соборе г. Парма (США) замироточила икона Преподобного, что было удостоверено многими очевидцами. По изучению обстоятельств епископ Кливлендский Петр (РПЦЗ) издал указ о необходимости предать гласности этот факт[3].

Помимо почитания в православной среде, можно видеть, как, по слову апостола, преподобный Сергий «имеет доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3: 7). Он является официально признанным святым в Римско-Католической церкви. В 1940 году папа Пий XII признал преподобного Сергия Радонежского в числе нескольких древнерусских святых, чье почитание благословлялось для русских католиков[4]. Хотя это решение, по-видимому, было продиктовано желанием содействовать католическому прозелитизму среди русских, однако в результате почитание преподобного Сергия распространилось и на католических приходах латинской традиции, никак не связанных с Россией.

Приведем в качестве иллюстрации слова американского католического священника Роберта Макнамары: «Сергий Радонежский… был человек совершенного нестяжания и полной искренности, и ему приписываются многие чудеса. Однако главной причиной того, что он впечатлял бесчисленное множество верующих, как малых, так и великих, было теплое, исполненное любви внимание, которое он уделял всем, кто искал его помощи. Католики так же, как и русские православные, должным образом признают его как святого на все времена»[5].

Благодаря созданному в 1928 году в Англии «Братству во имя святого Албана и преподобного Сергия» имя святого Сергия Радонежского стало известно и в Англиканской церкви. В 1977 году имя Преподобного было включено в богослужебный календарь Епископальной церкви[6] (так называется Англиканская церковь США), память его помещена 25 сентября. Были примеры, когда делегации, возглавляемые епископом Англиканской церкви, совершали паломничество к преподобному Сергию.

В свою очередь, иеромонах Армянской Апостольской церкви Гевонд Оганесян упоминает преподобного Сергия Радонежского в числе тех святых Русской Православной Церкви, «наставления которых пользуются большим авторитетом в среде армянских верующих»[7].

Итак, хотя имя преподобного Сергия Радонежского в дальнем зарубежье пока известно не слишком широко, но можно уверенно сказать, что те, кто узнают о нем, начинают любить его, даже если они не являются православными христианами. В этом видно исполнение обетования Божия: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2: 30).


[1] Monk Adrian. Himalayan Ascent to Christ // Orthodox Word. 1997. № 190. Р. 32.

[2] http://filolingvia.com/publ/372-1-0-2324.

[3] http://www.chicagodiocese.org/files/ukase02-10.pdf.

[4] Butler’s Lives of the Saints. Thurston & Attwater Edition. Vol. III (July-Sept.). Р. 639–640.

[5] http://kateriirondequoit.org/index.cfm/resources/saints-alive/sabas-stephen-the-younger/st-sergius-of-radonezh/.

[6] http://www.episcopalarchives.org/cgi-bin/ENS/ENSpress_release.pl?pr_number=77235.

[7] Гевонд Оганесян, иеромонах. Святой Григорий Татеваци и его учение. Ереван, 2009. С. 3.

Диакон Георгий Максимов

Прочитано: 105 раз.

Голосеево монастырь<--Голос --> Голосеево монастырь

Комментарии закрыты