Память о равноапостольной царице Елене в немецком городе Трир
Паломники, прибывающие в древний город Трир (федеральная земля Рейнланд-Пфальц, ФРГ), первым делом стремятся побывать в знаменитом Кафедральном соборе святого Петра (Dom), где хранится в специальной часовне его главная святыня – хитон Иисуса Христа, привезенный из Святой земли матерью императора Константина святой царицей Еленой, а в крипте (Helenakrypta) – и мощи (глава) самой святой Елены.
В брошюре, изданной на многих языках епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став «основательницей этого Божиего дома», что засвидетельствовано и археологическими раскопками. А сам собор построен повелением императора Константина.
При раскопках под нынешним алтарем была найдена и шкатулка с римскими украшениями (320 г.). После реставрации на крышке шкатулки проявилось изображение увенчанной лавровым венком женской головы с нимбом над ней. По мнению работников Епископского музея в Трире, где ныне хранится эта уникальная историческая реликвия, это портрет самой царицы Елены. Ее лик можно рассмотреть и на камее из сардоникса, украшающей обложку так называемого «семейного императорского» Евангелия (Ada-Evangeliar), хранящегося ныне в Трирской городской библиотеке.
Памятники римского Трира (другое его название – Тревир) времен царицы Елены сохранились в городе и по сей день: это монументальные городские ворота (Porta Nigra), Тронный зал императора Константина Великого (Basilika, или Аула Палатина, 310 г.), Императорские термы (Kaiserthermen, первая четверть IV в.), амфитеатр (около 100 г.), Римский мост (71 г.). Церковные историки отмечают, что Тревир в годы правления Константина Великого был «одним из важнейших городов мира», где существовала многочисленная христианская община. Сюда в изгнание приехал святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский; здесь жил святитель Амвросий Медиоланский, свидетельствующий о «расцвете монашеской жизни» в городе[1].
Царица Елена несколько раз посещала город, где правил сын Константин. Это не без ее влияния император Константин принял Христово учение. Царица Елена не вмешивалась в дела политические, всецело посвящая себя доброделанию. Она была усердной покровительницей Церкви, горячей ревнительницей христианских святынь и благодетельницей имущих и страждущих. В Трире она была окружена любовью и уважением всех христиан.
Уже в весьма преклонных летах святая Елена по просьбе сына отправилась из Рима в Иерусалим, чтобы разыскать там святой Крест, на котором был распят Господь. А с такой просьбой к матери император Константин обратился вот почему. 28 октября 312 г. в битве у Милвийского моста через Тибр Константин разбил своего противника Максенция и взял на себя управление и Западной частью Римской империи. Победа Константину была дарована свыше. Историк Евсевий сообщает, что во время молитвы Константин увидел на небе «удивительное знамение Божие: поверх солнца появился светящийся крест с надписью “Под сим знаком победишь”. Все его войско видело это чудо…»[2].
В Иерусалиме царица Елена ревностно принялась за розыски Креста Господня. Он был обретен под одним из языческих капищ. Царица немедленно известила сына об этом, и Константин воспринял это известие с радостью. Он возымел мысль отличить святое место каким-либо памятником, достойным его. Так на месте том был возведен храм Воскресения Христова.
Старанием святой Елены храмы были построены и в других святых местах. Царица много пеклась об их украшении и снабжении всем необходимым для богослужения. Ею было разыскано много святых реликвий, в том числе и хитон Иисуса Христа. В Константинополь она возвращалась с частью Животворящего Креста Господня и найденными вместе с Крестом гвоздями, которыми было пригвождено Тело Господа[3]. Один из этих гвоздей сегодня находится в Кафедральном соборе святого Петра в Трире.
Гвоздь является одним из сокровищ так называемого «Трирского переносного алтаря святого Андрея». Он хранится в специальном золотом футляре – реликварии, выполненном в форме гвоздя и украшенном драгоценными камнями (993 г.).
В Трире была широко распространена древняя легенда о том, что другие гвоздя с Креста Иисуса Христа царица Елена повелела вставить один – в уздечку лошади сына Константина, другой – в обрамление для одной из императорских корон, что подтверждает и итальянский историк Анджело Пареди.
Святая Елена умерла в возрасте примерно 80 лет на руках своего сына и внука Констанция. Немецкие историки считают, что если осенью 328-го и в начале 329 года император Константин пребывал в Трире, значит святая Елена отошла ко Господу именно в этом городе[4].
Тело святой Елены Константин велел перенести в Рим, где ее погребли с великими почестями. По одним источникам, ее могила находилась якобы при церкви святых Петра и Марцеллина, расположенной на пути из Рима в Неаполь, где до сих пор существует кладбище святой Елены. Спустя два года мощи святой Елены были перенесены в Константинополь. По другим источникам, саркофаг с ее телом якобы находился в Torra Pignattara на улице Via Labicana, о чем в 1154 году писал папа Римский Анастасий IV.
Есть сведения о том, что часть мощей святой Елены попала в римскую церковь Santa Maria in ara coeli, а другая часть мощей в IX столетии попала во французское местечко Hautvillers. Об этом сообщается в хронике некоего монаха по имени Altmann из Hautvillers. По сведениям служителей Кафедрального собора святого Петра и Епископского музея Трира, глава святой Елены хранится в Трире с 1356 г.: это подарок собору и его горожанам короля Карла IV. В 1990 г. реликварий, в котором хранятся мощи святой Елены, был украшен бюстом святой царицы работы Тео Хайерманна.
В современном Трире жива память о святой Елене. В 1883 и 1908 гг. две трирские улицы получили ее имя – Helenenstrasse и St.-Helena-Strasse. В городском районе Ойрен находится старинная церковь во имя святой Елены (Helena-Patrozinium). Именем святой царицы назван один из местных церковных хоров, а также детский сад. В самом центре города, на его площади Главный рынок можно видеть старинное здание, украшенное скульптурными изображениями святой Елены. Большое скульптурное изображение святой царицы можно видеть в Епископском саду, а несколько трирских церквей имеют мозаичные панно и витражи, рассказывающие о житии святой Елены.
[1] Пареди Анджело. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991. С. 10.
[2] См. его Chronik des Christentums. Guterloch/Munchen, 1997. S. 35.
[4] Kann Hans-Jochim. Auf den Spuren von Konstantin und Helena. Trier, 2007. S. 21.
Анатолий Холодюк
Прочитано: 83 раз.