Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы отмечаем один из великих церковных праздников, который посвящен событию Введения Пресвятой Богородицы Ее родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.
Это событие не упоминается в канонических Евангелиях и известно из апокрифических текстов, которые отражают церковное Предание. Предание из апокрифов вместе с аналогиями из евангельской истории о Сретении Господнем (см.: Лк. 2: 22–38) и пророческими указаниями из библейских книг составило основу современного богослужения.
В центре богослужения перед нами рисуется икона, которая передает прекрасную историю о посвящении трехлетней Марии храму, восхождении девочки по ступенькам к священнику, служении ангелов в период воспитания Ее при храме. Несмотря на простоту и детскость образов, икона, собранная по крупицам из разных источников, является высоким парением духа, вводящим наш ум в тайну Родительницы Христа.
Избранная от лучшего рода человеческого, рожденная по молитвам святых родителей, посвященная во младенчестве Богу на служение, Мария вводится в храм, забывает Свое родство. «Трилетствующе телом и многолетствующе духом»[1], Она с горящим светильником веры входит в храм, чтобы всецело Себя отдать в руки Божии. Псаломская песнь любви воспевает Ее так:«Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; поскольку Он Господь твой, ты поклонись Ему… Вся слава принцессы в палате ее; одежда ее шита золотом; в разноцветной одежде ведется она к Царю. Ведутся к Тебе за нею девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя» (Пс. 44: 14–16)[2]. Эти слова антифоном звучат в канонах сегодняшнего праздника.
Но, несмотря на то, что в 44-м Псалме речь идет и о неких «подругах» царицы, мы ничего не знаем о тех девах, которые окружали юную Марию. Полюбили ли они Бога так же, как Мария? Неизвестно. Пророки высказывали об этом надежду, но церковное Предание говорит только о том, что Марию окружали ангелы. Поэтому еще более удивительно, что, живя вдали от родителей, посреди шумного Иерусалима, при храме, где тысячи паломников ежедневно приносили жертвы, где менялы продавали животных, а зилоты подстрекали народ на восстания, Мария сохранила веру в Бога, один на один всецело вверяя Себя Ему. В наши дни не только в школе-интернате, но и в семье, где двое родителей опекают одного ребенка, трудно сохранить подростка в вере, особенно трудно, когда девице наступает 12 лет.
Воспитанная во Святая Святых Израиля двенадцатилетняя Мария была освящена и готова стать невестой исключительно Царя Небесного. И вот тогда «и Гавриил послан бысть к Тебе, всенепорочней, пищу Тебе принося», – поется в стихирах сегодняшнего праздника[3]. Питаемая словами Священного Писания, как духовной пищей ангелов, Мария подготовилась стать Невестой Бога Всецаря[4].
Святитель Григорий Палама в похвальном слове на праздник Введения в свое время отметил не только избранничество Ее «от чрева матери» стать новой Евой, Матерью Нового Адама – Иисуса Христа, но и личный подвиг Ее святой жизни: «Она, невзирая на столь малый возраст, была полна Божественных дарований и более других понимала, что совершается над Ней, и всеми Своими качествами являла, что не вводят Ее в храм, но что Она Сама по собственному побуждению приходит на служение Богу».
Именно такая – предизбранная и освященная – Святая Дева была способна стать Святой Матерью Всесвятейшего Подателя жизни Христа. Но случилось это только тогда, когда Она уже в сознательном возрасте добровольно и радостно ответила на весть Архангела: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38).
Введение во храм Пресвятой Богородицы – словно промежуточный временной этап между Ее рождением от Иоакима и Анны и наитием силы Вышняго для рождения Спасителя мира. Скиния подготовлена, ковчег внесен, Израиль ждет снисхождения на него облака славы Господней.
Богослужение праздника славит событие Введения Богородицы пророческими текстами Ветхозаветных книг. Именно на них, на пророках, строится богословие праздника, а не на апокрифах. При этом гимны праздничных канонов возносят славу Марии выше славы Иерусалимского храма. Она, в отличие от ветхозаветного храма законного, – одушевленный храм святой славы Божией[5]. Мария сравнивается с неоскверненной скинией, храмом, престолом[6], златой кадильницей, светильником, ковчегом[7]. Скинию наполнила слава Божия, Марию – осенил свыше Святой Дух. Врата храма открывали доступ людям к алтарю жертвенных животных, Мария – стала вратами Царя Небесного и престолом для Самого Пречистого Агнца-Христа. В ковчеге лежали каменные скрижали с начертанным Десятисловием, во чреве Марии обитала Сама жизнь, безначальное Слово Отца.
Не случайно для описания зачатия и рождения Христа Мария ассоциируется с храмом Божиим. Храм – это самое святое место на земле. Здесь учат заповедям Божиим, устами тысяч людей возносится Богу хвала. Здесь совершается жертва за мир во всем мире, священникам сослужат ангелы, незримо присутствует Святой Дух и осеняет верующих слава Божия, вознося сердца от земли на небо. «Одного просил я у Господа, – восклицал молодой царь Давид, – того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26: 4). Псалтирь Давида постоянно говорит о том, что Господь особым образом присутствует во святом храме (см.: Пс. 10: 4), в храме все возвещает о славе Его (см.: Пс. 28: 9), и поэтому храм должен быть благолепным (см.: Пс. 28: 2).
Мы, дорогие братья и сестры, стоим на пороге великого события для нашей обители. Наш монастырь именован в честь одной из икон Матери Божией. Под Ее покровом мы начинаем строить новый храм.
Новый собор будет освящен во имя Новомучеников и Исповедников Российских, на Крови, что на Лубянке. В нем будет воссылаться Богу хвала и прославляться имя Матери Божией. Мы надеемся, что новый храмовый комплекс станет также училищем духовного благочестия для юношества, при нем будет Музей российской истории, воскресная школа, детский хор, и, конечно, он должен стать особым местом для явления славы Божией.
Нам бы очень хотелось, чтобы благолепие нового храма покоряло бы красотой народы. И как когда-то послы князя Владимира, новые нации воскликнули бы, что здесь мы, поистине, не знаем – на небе мы или на земле.
Издревле на Руси строительство храма было общим, соборным делом. При этом важен был не только вклад каждого, кому дорого это место, но и соборная молитва, чтобы место под храм было намоленным.
Если Богу будет угодно, несмотря на все писки зложелателей, новый храм Новомучеников всё равно будет построен. Со временем имена оппонентов канут в лету, а имена благотворителей будут записаны на небесах.
Внести пожертвование на новый храм – это ведь не только возможность проявить себя как благотворитель, это возможность принять участие в общем свидетельстве о том, что история человечества от Рождества Христова продолжается вот уже более 2000 лет. И мы не просим вас о том, чтобы вносить на новый храм последнюю лепту, – пусть ваша жертва будет от усердия и только вам в радость. «По данной нам благодати, – писал апостол Павел, – мы имеем различные дарования… [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием» (Рим. 12: 6–8). Благотворительность должна быть с охотой, «доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).
И мы также обращаемся к вам, дорогие братья и сестры, с просьбой молитв, чтобы архитекторам Господь послал вдохновение, управляющим – мудрость, строителям – здоровья, прихожанам – терпение и у чиновников не дрогнула рука.
Давайте будем призывать в молитвах Пречистую Матерь Иисуса Христа и всех Новомучеников и Исповедников Российских, чтобы Господь благословил это благое дело по созданию нового храма в честь и славу вечного и всесвятого имени Его.
Аминь.
[1] Тропарь на 3-й песни канона утрени праздника Введения.
[2] Здесь Синодальный текст «для ясности речи» мы исправили по Септуагинте.
[3] Стихира на «Слава и ныне» на «Господи, воззвах» Великой вечерни праздника Введения.
[4] Стихира 3-я на стиховне Малой вечерни праздника Введения.
[5] Стихира 2-я на «Господи, воззвах» Великой вечерни праздника Введения.
[6] Стихира 2-я на «Господи, воззвах» Малой вечерни праздника Введения.
[7] Стихира 1-я на «Господи, воззвах» Великой вечерни праздника Введения.
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Прочитано: 64 раз.