35Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви. Ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: “не прелюбодействуй”, “не убивай”, “не кради”, “не лжесвидетельствуй”, “не пожелай чужого”, и все другие заключаются в сем слове: “люби ближнего твоего, как самого себя”. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» (Римл. 13:8-10).

Не узнаете ли вы, дорогие мои, в этих словах святого апостола то самое, что говорил я вам в прошлое воскресенье о Страшном Суде Христовом? Я говорил вам, что только об одном будет спрашивать Господь Иисус Христос людей на Суде Своем, только о том, творили ли дела милосердия, или не творили, и творивших дела милосердия прославит навеки во Царствии Своем, а жестоких, лишенных милосердия, никогда не помогавших ближним своим, осудит в муку вечную.

«Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться вам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали».

Так поступайте, по велениям любви поступайте, людям оказывайте любовь, потому что пришло время пробудиться от сна, от греховного сна, от пребывания во тьме и мраке, окружающем тех, кто живет без Бога по велениям плоти своей, страстей своих. «Ночь прошла, а день приблизился, итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти».

Почему это св. апостол говорит, что ближе к нам спасение теперь, когда стали уже более или менее совершенными христианами, чем тогда, когда только что уверовали? Он говорит это потому, что познание пути Христова, познание и восприятие сердцем всех заповедей Христа не сразу дается, а дается постепенно, по мере того, как человек в жизни своей все больше и больше следует заповедям Христовым, по мере того, как идет за Христом.

Это подобно тому, что бывает в природе. Вы знаете, что задолго до восхода солнца начинается рассвет, все более и более разгорается свет, все светлее и светлее становится дотоле, пока не взойдет солнце и не осветит все и всех светом дня.

Так и в сердцах человеческих не сразу, не сразу наступает полный свет Христов, а только постепенно, только по мере того, как они силой берут Царство Божие, усилия великие прилагают, чтобы стать достойными Господа Иисуса Христа, только тогда для них «ночь прошла, а день приблизился».

Знаете вы тьму физическую, знаете, что когда зайдет солнце и не светит луна, наступает глубокий мрак. Этот мрак освещается только слабым мерцанием звезд небесных, только чуть-чуть освещается. Так и в душе человеческой.

В душе человеческой должен воссиять свет, должна пройти в ней ночь, ночь неведения Бога, ночь сладострастия, объедения, удовлетворения похотей и страстей своих, и должен воссиять свет.

Есть много несчастных людей, в душе которых всегда царствует тьма, подобная тьме ночной, но и у них есть слабый свет в душе, подобный свету мерцающих звезд. Это свет совести их, ибо совесть пробуждает нас от тьмы, совесть указывает нам свет, совесть указывает, что идем мы во тьме, в кромешной тьме, совесть указывает путь к свету.

И только тогда, когда человек прислушивается с глубоким вниманием к голосу своей совести, только тогда начнет для него рассеиваться тьма, и засияет свет солнечный.

А у тех, кто попирает Кровь Христову, ни во что святое не верует, кто живет по воле плоти своей, подчиняясь страстям и похотям своим, для тех путь не озарится светом, для тех ночь не пройдет, и в глубокой тьме окончат они свою греховную темную жизнь.

А что значат слова апостола: «Облекитесь во Христа»? Как можно облечься во Христа? Теплые одежды зимой, летние одежды летом хранят тело наше от холода и зноя.

Но душа наша тоже страдает от холода и зноя – от глада бесовских наваждений, от зноя страстей и похотей. И надо, надо, чтобы и душа наша согрелась подобно тому, как согревается тело наше. Что же согревает души наши? Только благодать духа Святого, ибо она так необходима для души нашей, как одежда для тела, ибо без этой защиты ничто не защитит нас от адского холода; ничем не защитимся от окаянного зноя страстей и похотей.

И вот по мере того, как все дальше и дальше идем по указанному Христом узкому и тернистому пути, как исполняемся любовью к ближним своим, по мере того, как творим заповеди Христовы, волю Его исполняем, – по мере этого облекаемся во Христа, – во святые духовные одежды облекаются души наши.

Говорит святой апостол, что когда ночь пройдет и воссияет свет, должны мы изменить всю жизнь свою, постепенно изменить ее. Не должны предаваться пированию, пьянству, сладострастию, зависти, похотям своим, должны жить новой жизнью, жизнью святой, жизнью чистой.

А как много есть несчастных братьев наших, которые не ведают этого, слышать не хотят этих слов апостола, которые никогда, даже в страстные дни, даже в великую пятницу не боятся упиваться вином, не боятся предаваться пированию. А с нами да не будет этого!

Настало время великого поста, то время, когда должны мы научиться воздержанию, воздержанию не только от объедения и вкусных яств, но всякому воздержанию – воздержанию от похотей своих, воздержанию от злых слов и от злобы и ненависти.

Начинается это благословенное время, когда должны мы жить совершенно иначе, плоть свою смиряя постом, ибо велико значение поста.

Если научимся смирять похоти плоти, то мало-помалу научимся и воздерживаться от всего, что оскверняет душу нашу, от всякой неправды, от нечистоты духовной и телесной.

Наступило блаженное время, когда должны мы прекратить пирование, когда должны оставить сладострастие, когда должны оплакать грехи наши – наступило это благодатное время.

Радуйтесь тому, что оно наступило, и проведите его так, как учит святой апостол.

Аминь.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)

Прочитано: 82 раз.

Голосеево монастырь<--Голос --> Голосеево монастырь

Комментарии закрыты