Благодарю Господа, что Он сподобил меня узреть дивных старцев. Когда я жил в Псково-Печёрском монастыре, там подвизались архимандрит Александр, в то время игумен, архимандрит Нафанаил, тогда архидиакон, всем известный схиигумен Савва (Остапенко), отец Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Онисифор, архимандрит Алипий (Воронов). Это были настоящие монахи-подвижники. А сейчас монашество ослабело.
А в Киеве жила матушка Алипия. Старица дивная! У неё было море кошек и котов, причём все больные. Она их собирала и кормила. Из леса к ней лось выходил, она его тоже кормила. Ещё курочки были. Когда она выходила, вся живность к ней сбегалась.
На спине, я смотрел и думал: «Что это такое — горб, не горб?» — она носила икону мученицы Агафий, в миру-то она была Агафья. А спереди — целую связку ключей.
- Матушка Алипия, а что у тебя за ключи-то? А она:
- Кельи, деточка, открываю этими ключами, кельи. Уж, какие кельи — не знаю, наверное, небесные… Она юродствовала. Жила в Киево-Печерской Лавре до её закрытия, помогала старчикам. И себя называла в мужском роде: «я ходил», «я был».
Однажды в конце 70-х годов мы с Володенькой отправились к матушке Алипии. А он покушать любил и говорит: «Хочу сала хохлацкого попробовать». Наелся сала с картошкой. Идём по дороге, он спрашивает:
- Как ты думаешь, причащаться мне завтра или нет? Я отвечаю:
- Как же причащаться? Ты же сала наелся! Потом, в другой раз причастишься.
Заходим, матушка Алипия вытаскивает чугунок. А у неё всегда был один обед: борщ, да чугунок каши (и сейчас, когда празднуют день её памяти, в монастыре угощают приходящих к ней борщом и кашей).
Заходим, а у Володи ноги очень болели. Матушка у печи.
Мы ей:
- Матушка, благословите. Здравствуйте. Она тянет чугунок с печи и приговаривает:
- Вот видишь, я, когда жил в Киево-Печерской Лавре, никогда сала не ел. А тут — наелся сала, и причащаться хочу идти!
Мы стоим, а Володя говорит:
- Ой, так это ведь я же сало ел…
- Так она про тебя и говорит. Он ей:
- Матушка, ноги очень болят. Она ему:
- Сейчас я тебя угощу.
Ставит на стол кружку литровую, под пиво такие раньше были, и в неё льёт и коньяк, и пиво, и водку, и вино, и газировку — всё вместе. Смешала, даёт ему:
- На, пей.
- Как же я это буду пить?
- Пей, говорю!
Он выпил. Думал, плохо ему будет — нет, ничего. Сидели, говорили, потом попрощались и пошли. А ноги у него болеть перестали. Так по сей день и не болят, как он ту кружку выпил.
Советская власть её преследовала, ведь к ней народ ходил, а хаточка её стояла на бугорке. Один раз какой-то партиец приказал старицу выгнать, а домик снести. Приехал трактор сносить дом с предписанием: «Если старуха не уйдёт — вместе с ней сносить». То есть, власти серьёзно взялись за дело. Трактор подъехал, Матушка вышла — трактор заглох. Никакими силами его не могли завести. Пришлось цеплять тросом и оттаскивать. Когда его утащили, трактор завёлся с пол-оборота, а ведь уже хотели ремонтировать. С тех пор больше Матушку не трогали. А умерла она в 1988-м году. Глаза её, совершенно необыкновенные, знаете, такие чистые, как только у детей бывают, излучали мир и покой.
Такие старцы рассказывали что-нибудь — духовный мир и покой навевали. И сами прямо-таки светились.
(«Стяжавшая любовь» — «Святые наших дней: ключи от небесных келий» — интервью, рассказанное в радиопрограмме «Благовещение», —
Архимандрит Сергий (Булатников) Настоятель Казанской Площанской пустыни, Россия, Брянская обл. Брасовский район)