Крест преподобного Севастиана Карагандинского. Часть 1
Среди святынь, которые участвуют в Международной духовно-просветительской программе «Под звездой Богородицы», – и образ благоверного великого князя Александра Невского, а также вложенные в киот иконы схимонашеский параман и крест с частицей мощей святого князя. Все они – из храма во имя святого Александра Невского в Пскове. Писанная темперой и золотом, украшенная драгоценными камнями икона палехских иконописцев – часть монументального цикла «Житие Александра Невского», удостоенного Государственной премии России, – дар храму Святейшего Патриарха Алексия II. Параман и крест с частицей мощей святого князя некогда принадлежали преподобному Севастиану Карагандинскому (прославлен в лике святых в 1997 году; память 6/19 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Его жизнь – продолжение жизни во Христе богоносных оптинских старцев, от которых он унаследовал духовные сокровища святоотеческих традиций.
С молитвой о защитниках Отечества
Как рассказал протоиерей Олег Тэор, настоятель храма во имя святого князя Александра Невского в Пскове, параман и крест с частицей мощей святого князя Александра Невского, которые некогда принадлежали преподобному Севастиану Карагандинскому, в Александро-Невском храме находятся с 27 января 2000 года. Передал эти святыни хранивший их более 30 лет настоятель храма Жен-Мироносиц в Пскове протоиерей Павел Адельгейм: его детство прошло в Караганде, он был одним из духовных чад старца Севастиана.
Обретение частицы святых мощей князя-воина храмом значимо было еще и потому, что псковский храм во имя святого Александра Невского – воинский. В прошлом полковой храм славного 96-го Омского полка города Пскова, он был выстроен за 14 месяцев и освящен в 1908 году, закрыт и пострадал в лихолетье, возрожден в конце XX века.
Ныне по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия храм окормляет воинов епархии, в частности Псковскую военно-десантную дивизию, легендарная 6-я рота которой погибла в Чечне, а также атомную подводную лодку «Псков» на Северном флоте.
Благословение старца
Некогда крест с частицей мощей святого князя Александра Невского принадлежал одному из оптинских старцев – преподобному Нектарию (память 29 апреля / 11 мая и 11/24 октября). Иеромонах Севастиан был келейником старца вплоть до его кончины.
В книге «Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души» дочь маршала Победы Мария Георгиевна вспоминает, как семилетней девочкой отец повез ее в Троице-Сергиеву лавру к преподобному Сергию Радонежскому, как рассказывал ей о Дмитрии Донском и о том, что преподобный Сергий благословил его, сказав: «Ты победишь».
«Я иногда задумываюсь, – пишет Мария Георгиевна, обращаясь к уже покойному отцу, – кто же был тем Сергием, шепнувшим тебе в страшные дни 1941-го: “Ты победишь”? Откуда ты черпал уверенность в победе? Когда многие пали духом, ты не колеблясь сказал: “Москву мы не сдадим. Костьми ляжем, но не сдадим”».
И вопрос: «Кто же был тем Сергием?» – не остался без ответа. Таким человеком, как стало недавно известно, был последний оптинский старец Нектарий.
В 1923 году Оптина пустынь была закрыта. Отец Нектарий переехал в село Холмищи в 30 верстах от Козельска. Он жил в доме крестьянина Андрея Ефимовича Денежкина. До самой смерти старца посещали люди. Знаменательно, что патриарх Тихон многие вопросы решал, советуясь с ним.
После смерти старца в 1928 году Андрей Денежкин вместе с семьей был репрессирован, дом же богоборцы сровняли с землей.
О том, как приезжал к старцу Жуков, бывший тогда командиром кавалерийского полка, рассказала дочь хозяина дома, где жил некогда отец Нектарий, Екатерина Андреевна Денежкина (ныне покойная). Это было примерно в 1925 году. Подробности этих встреч (по некоторым свидетельствам, встреча была не одна, будущий маршал приезжал несколько раз, оставался даже ночевать) для нас пока тайна. Может быть, мы когда-нибудь и узнаем их, если Господу будет угодно. А пока что, по милости Божией, стало известно, что последний оптинский старец Нектарий благословил Жукова, сказав, как вспоминает Екатерина Андреевна, что везде ему будет сопутствовать победа. И еще: «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет»».
Возможно, именно этим крестом с частицей мощей святого князя Александра Невского старец Нектарий и благословил Г.К. Жукова.
А если это так, то святой князь Александр Невский помог своему наследнику в ратном деле разгромить сначала под Москвой, а затем – в Берлине новые полчища немцев, которые позабыли уроки Ледового побоища и вновь устремились на Святую Русь.
Сирота
28 октября 1884 года в бедной крестьянской семье Василия и Марфы Фоминых, что жили в селе Космодемьяновское Орловской губернии родился мальчик. В семье уже было два сына – Илларион (род. в 1872 г.) и Роман (род. в 1877 г.). Но тогда на свет Божий явился будущий благодатный старец Севастиан. Младенец родился в день памяти преподобного Стефана Савваита, творца канонов. Поэтому при святом крещении был наречен в его честь Стефаном.
В 1888 году благочестивые родители возили детей в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Стефану было только 4 года. Но отрок хорошо запомнил и это первое в своей жизни посещение Оптиной, и ласковые глаза старца.
Стефан рано узнал тяжесть сиротства. Вскоре после поездки умирает отец семейства. А через год семью постигло новое горе: от болезни легких скончалась и мать.
Старший брат Илларион через год после смерти родителей женился, так как один не справлялся с заботами о младшем брате и с хозяйством. «Когда родители умерли, – вспоминал он, – мне было 17 лет. Земля у нас была девять десятин, ее надо было обрабатывать своими руками…»
Илларион был требовательным, неласковым. Нередко он строго наказывал Стефана. Да и жена брата не смогла заменить сироте мать.
А вот к среднему брату Роману, у которого была нежная душа и мягкое сердце, пятилетний Стефан был привязан сильно. Но вскоре ему пришлось с ним расстаться. В 1892 году Роман, решивший избрать путь иноческой жизни, упросил Иллариона отвезти его в Оптину пустынь. Там он был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит.
Посещения среднего брата в Оптиной пустыни в зимнее, свободное от крестьянских работ, время оказывали на подрастающего Стефана большое духовное влияние. Всякий раз эти посещения были для него радостным утешением.
Стефан окончил трехклассную приходскую школу. Учился он хорошо.
От рождения слабый здоровьем, он был смирен и кроток. За это его недолюбливали сверстники, насмехались над ним и дразнили «монахом».
А вот Илларион считал иначе. «Какой из тебя монах? – говорил он, когда Стефан стал просить старшего брата отпустить и его в Оптину пустынь. – Никуда-то ты не годишься. Да и кто будет мне в хозяйстве помогать?»
И Стефан остался помогать брату. Он любил скотину, умел с нею обращаться, за что его ценили крестьяне. Работал в основном пастухом, а на полевых работах – мало. На выпасе у Стефана было много времени для чтения книг, которые давал ему приходской священник. Было время и для молитвы.
От воинской службы Стефана по состоянию здоровья освободили. Он получил паспорт. Давно утвердившийся в своем желании иноческого жития, Стефан наконец-то смог уехать в Оптину, в Иоанно-Предтеченский скит, к брату Роману. 16 декабря 1908 года в монастырском храме во имя преподобной Марии Египетской Роман примет монашеский постриг с именем Рафаил.
В Оптиной пустыни
3 января 1909 года молодого послушника Иоанно-Предтеченского скита Стефана определили келейником к старцу Иосифу.
Старец Иосиф – ближайший ученик великого старца Амвросия. Поистине «чадо любимое», ближайшее к старцу Амвросию по духу, силе послушания, преданности и любви, «чадо», которое он «отродил и воспитал духовно» в стенах смиренной убогой «хибарки».
Старец Иосиф был уже на закате своих лет, тяжело болел. Но, ослабевая телесно, он был по-прежнему бодр и ясен духом. Тихо угасал этот светильник монашества. Эту самую высокую из наук – монашескую – он прошел здесь, в тесной келье, пропитанной поучениями великих старцев Льва и Макария и сделавшейся для отца Иосифа училищем благочестия. Со временем и сам он стал наставником монахов.
9 мая 1911 года душа старца Иосифа отошла ко Господу.
Велика была скорбь Стефана при кончине старца Иосифа, в котором он обрел великого духовного наставника. «Жили мы (я и еще один келейник) со старцем как с родным отцом, – впоследствии вспоминал старец Севастиан. – Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали, слушали его наставления».
Но Господь не оставил Стефана безутешным. В келью старца Иосифа перешел старец Нектарий, духовный сын старцев Анатолия (Зерцалова) и Амвросия. Стефан остался при нем келейником и перешел под его старческое руководство.
Отец Нектарий жил замкнуто, говорил притчами, загадками, с оттенком юродства. По глубокому своему смирению он старцем себя не считал и часто повторял: «Я в новоначалии, я учусь, я утратил всякий смысл. Как я могу быть наследником прежних старцев? У них благодать была целыми караваями, а у меня ломтик». Также говорил посетителям: «Вы об этом спросите моего келейника Стефана, он лучше меня посоветует, он прозорлив».
В 1912 году Стефан был пострижен в рясофор. Пострижение в мантию с именем Севастиан – в честь мученика Севастиана Медиоланского – Стефан принял в трагическом 1917-м, когда рухнуло многовековое великое государство Российское.
В ожидании неизбежно грядущих изменений тихо и незаметно продолжали жить в обители иноки Оптинские. До них уже доходили известия о закрытии церквей и монастырей и конфискации их имущества. 23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта. Однако еще несколько лет монастырь продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Оставшиеся здесь в большинстве своем пожилого возраста иноки жили, каждый день и каждый час ожидая изгнания, ареста, тюрьмы, смерти… Но твердо решили не уходить из монастыря.
Старец Нектарий оставался жить со своими келейниками в старческой хибарке и, изнемогая под бременем скорбей, продолжал принимать народ. В марте 1923 года он был арестован и выслан за пределы губернии.
Во время ареста, когда власть требовала, чтобы старец Нектарий отказался от приема посетителей, ему явились в видении все Оптинские старцы и сказали: «Если ты хочешь быть с нами, не отказывайся от духовных чад твоих». И он не отказался.
Первое время старец жил в 45-ти верстах от Козельска в селе Плохино. Затем перебрался в село Холмищи Брянской губернии. А отец Севастиан вместе с Оптинской братией жил в Козельске и часто навещал старца в его изгнании. За два месяца до окончательного закрытия монастыря в конце пятой недели Великого поста, в 1923 году, инок Севастиан принял рукоположение в иеродиакона. В 1927 году был рукоположен в иеромонаха.
29 апреля 1928 года старец Нектарий скончался. Неутешно плакал отец Севастиан на похоронах и потом на могиле старца.
Выполняя благословение старца – после его смерти уезжать служить на приход, отец Севастиан уехал сначала в Козельск, потом в Калугу. Наконец в 1928 году он получает назначение на приход в город Козлов (ныне Мичуринск) в Ильинскую церковь, где настоятелем был протоиерей Владимир Нечаев, отец будущего митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Здесь отец Севастиан прослужил пять лет, вел неутомимую борьбу с обновленцами. Когда был арестован протоиерей Владимир Нечаев, отец Севастиан взял на себя попечение о его семье.
Николай Головкин