Cвятитель Николай Сербский: Старцу Иоксиму Б., об истине и дисциплине
Не жалуйся на Господа. «За что Он бьет нас?» — спрашиваешь ты. За что бьет болезнями, войнами, пожарами и бедствиями? А разве люди Его не бьют хулой и грехами? Наказуя нас, Он показывает нам нас самих и являет к нам Свою милость. Он хочет пробудить нас, обратить и спасти наказанием, если мы по-доброму не понимаем. Поэтому сказано в Писании: «Вси путие Господни милость и истина». Дает ли нам Господь, отнимает ли, во всем Он являет нам Свою милость и истину. Не все люди это понимают: это видят «взыскующие завета Его и свидения Его». Им дано видеть и знать среди мрака слепоты и неведения, дано видеть, ибо они «взыскуют завета и свидения Его», то есть Божественную истину и дисциплину духа.
Божественная истина открывает нам цель нашего бытия, а дисциплина духа указывает путь к этой цели.
«Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину», — учит нас апостол (2 Кор. 13:8), апостол, который долго противился истине и был ее гонителем.
Как только померкнет свет истины в глазах, теряется из вида и путь. Как только кто-то оставляет истину, ослабляет и дисциплину. По бездорожью и распутице скитаются сейчас многие люди, целые народы, скитаются только потому, что не хотят познать истину. А без истины, как без света, неизвестна цель и не виден путь.
Возвращение к истине и к дисциплине духа — вот насущная необходимость нашего поколения, нашего времени. Без них гибель неизбежна.
Истина понуждает к дисциплине. Поэтому многие люди не заботятся о познании истины. Они предпочитают ложь, ибо ложь освобождает от всякой дисциплины.
Иначе истина называется Православием, а дисциплина духа — благочестием.
Задумайся глубоко над этими двумя словами, и тебе откроются многие тайны нашего времени, нашей смуты, наших страданий и заблуждений.
Мир тебе и свет от Господа.