4010Царственная лилия. О святой царице Тамаре

Память святой царицы Тамары Грузинская и Русская Православные Церкви празднуют дважды в году: 1 (14) мая (этот день у многих народов мира назван «праздником цветов») и в третий воскресный день по Пасхе, посвященный женам-мироносицам. Эти два дня имеют символическое значение.

Если сравнить Церковь с дивным садом, то царица Тамар[1] будет царственной лилией в этом саду. Кто произносит в молитве ее имя, тот ощущает духовное благоухание, как небесных цветов, построенных ею монастырей в сердце гор, часовен на вершинах скал и воздвигнутых в долинах храмов и соборов, величественных, как утесы Кавказа. Кто произносит в молитве ее имя, тот слышит звон колоколов, возвещающих о победе над врагами креста. Кто произносит ее имя, тот видит голубой и алый цвет зари на небе Грузии, в лучах которой меркнут луна и звезды. Большинство народов мира в своих песнях и сказаниях называли май самым прекрасным месяцем года. Его первый день посвящает Грузинская Церковь царице Тамар, может быть, потому, что ее царство было самым светлым и прекрасным днем в жизни Грузии.

Грузинская Церковь празднует память царицы Тамар в день святых жен-мироносиц – тех, кто, как апостолы, оставили все земное и следовали за Христом. Царица Тамар, управляя обширным государством, душой пребывала с Христом, подобно одной из жен-мироносиц. Свое милосердие, как миро, излила она на раны Грузии и старалась стереть всякую слезу с ее очей. Если б можно было назвать царицу другим именем, то это имя было бы «милосердие». Если б можно было назвать ее царствование одним словом, то этим словом было бы «благородство». Народ и история назвали ее великой, но это было не только величие ее побед, но и величие ее христианской души, которое сияет нам через мглу веков. Святая царица Тамар взяла скипетр – как крест и, взойдя на трон, сказала: «Я – отец сирот и мать вдовиц». Она стала не только царицей, но матерью и ангелом-хранителем народов Грузии.

Царицу Тамар называли мудрой. Любовь дает человеку неземную мудрость, любовь раскрывает сердце человека для Бога, любовь дает человеку единственное истинное счастье – быть жертвой для других.

Жизнь святой царицы Тамар была невидимым распятием за свой народ. Если юродивые скрывали дар прозорливости и исцелений под маской мнимого безумия, а преподобные свои духовные подвиги – в пустыне или за стенами монастырей, то подвижническая жизнь иверской венценосицы была скрыта от глаз мира еще глубже – за блеском царского двора, за грудами золота и драгоценных камней, которые приносили к ее ногам столицы и города Востока.

Днем, восседая на троне, она разбирала государственные дела и творила суд, подобно Соломону изумляя мудростью и великодушием тех, кто приходил к ней. Это был суд, где торжествовала правда, но и для осужденных не был закрыт родник ее милосердия. Меч Соломона настигал даже у жертвенника храма; во дворце же Тамар находили прощение и милость даже враги царицы – те, кто желал ее смерти и пытался направить меч в ее грудь. По ночам святая Тамар одевала власяницу и молилась Божией Матери, называя Ее Царицей Грузии, а себя – последней рабой. Молитвы святой венценосицы, как крепостные стены, защищали страну от видимых и невидимых врагов.

Цари владычествуют над народом, а лучшие из них служат подданным, как своим господам. В молитвах, долгих, как у схимницы, проходили бессонные ночи царицы, а слезы ее – то прозрачные, как алмаз, то кровавые, как рубин, – стекали, будто струи мира на землю. Ее молитва была тем пламенем, которого страшились демоны: так дикие звери пугаются зажженного факела, так волки не могут приблизиться к огню костра и только пронзительно воют издалека.

Еще в юности святой царице Тамар даровано было сновидение: будто даны ей крылья, и она поднялась высоко в небо над Грузией. Видит она на западе Черное море. В нем, как лебеди в озере, плывут византийские и генуэзские корабли. На юге единоверная Византия, Царьград – крепость Православия, стоящий, как исполин, на двух материках. На севере – вершины Кавказских гор, похожие на белые облака, сияющие, как купола храма. Взглянула она на восток и видит Каспий, который в ярости вздымает волны все выше и выше. Со страшным грохотом бросаются, как львы на добычу, и падают кипящие воды Каспия. Кажется, что гребни волн поднимаются над Кавказскими горами, что Каспий опрокинется, как огромная чаша, и поглотит в своей пучине весь Кавказ, и он, как при Ное, превратится в дно океана, а Грузия навсегда исчезнет в бездне бушующих волн. Святая царица Тамар стала молиться Богу о спасении своей страны, и увидела она трех ангелов в образе юношей, которые мчались на конях к берегу Каспия и, остановившись, стали пускать в море огненные стрелы. Раздался грохот, как будто рухнули горы Кавказа, поднялся к небу огненный столб, как во время гибели Содома, и весь огромный Каспий запылал, как пылает болото нефти. И видит она снова Каспий в образе старца, который стонет и молит о пощаде.

Проснулась царица Тамар в глубокой скорби. Она поняла, что грозная опасность идет с востока, но Господь сохранит Грузию во время ее земной жизни, как Господь сохранил от нашествий ассирийцев и вавилонян иудеев ради праведного царя Иезекии.

При царице Тамар Грузия достигла вершины своего могущества. Путник стоит на вершине гор и осматривает окрестность под своими ногами, как с высоты орлиного полета. Он любуется лазурным пламенем небосвода и облаками, подобными причудливым сказочным островам, плывущим в голубом просторе, лугами, как ковром, вышитым живыми цветами. А в это время за горизонтом собираются черные тучи. Буря может застать путника в горах, бушующие потоки – преградить ему путь. Но ничто не предвозвещает беды, небо ясно и спокойно.

Уже на востоке собираются орды Чингисхана. В горах Алтая, в равнинах Манчжурии, в пустынях Монголии собираются страшные силы. Монгольский клинок скоро разрубит карту мира от Тихого океана до Средиземного моря. Падет Китай. Дым от сожженных городов и сел оденет черным трауром небо над Грузией. Огненная лавина монгол пронесется над Русью. Монгольская конница достигнет границ Сербии, и Батый, зачерпнув своим шлемом воды из Адриатического моря, выльет ее на берег в знак того, что эта земля отныне принадлежит монголам. Но пока жива царица Тамар, солнце будет сиять над Грузией, земледелец – бросать зерно пшеницы в борозды поля, зодчие – строить храмы и крепости, а мать – кормить грудью своего ребенка.

Как царской короной, украсила царица Тамар вершины гор каменными крестами, воздвигла в горных ущельях и дремучих лесах храмы и монастыри, а в равнинах – соборы, будто неприступные крепости. Казалось, вся Грузия устами алтарей поет гимн Богу. Царица Тамар докончила строительство монастырей, начатое при ее отце Георгии[2] и великом прадеде святом Давиде Строителе[3]. Она довершила строительство пещерного монастыря Вардзия[4] – замка роз, где проводила Великий пост. Построила монастырь Бетания[5] – в честь Рождества Божией Матери. Восстановила грузинский Крестовый монастырь в Палестине[6]. Ее казна была похожа на озеро, куда стекали, как реки и ручьи, сокровища ее обширного царства и вассальных стран, а с другого конца озера вытекали золотые реки и потоки для нуждающихся и бедных, для строительства монастырей, для помощи Церквам в странах, находившихся под игом мусульманских правителей. И к иноверцам-иноплеменникам было открыто ее сердце и была щедрой ее рука. Голодного она не спрашивала: кто ты? А бедного: какая у тебя вера?

Два раза в Грузию вторгались объединенные силы мусульманских государств Ближнего Востока и два раза находили в земле Грузии общую могилу. Первый поход предпринял багдадский халиф, глава мусульман всего мира, совмещавший царскую и религиозную власть. Он занимал такое же положение и имел такой же непререкаемый авторитет, как папа в Священной Римской империи. Сопредельные с Грузией мусульманские государства выставили огромную армию. Предводительствовал ей атабег Абубекр.

Пока собиралось грузинское войско, в течение многих дней царица Тамар молилась в храмах Тбилиси. Войско вышло из ворот столицы. Впереди шла царица Тамар – босая, с распущенными волосами, с крестом в руках, как пророчица Девора перед войском израильтян. Она благословила крестом своих воинов, которые стройными рядами проходили мимо нее, сверкая доспехами и боевым оружием, с поднятыми знаменами, зная, что многие из них уже не возвратятся назад. Затем она вошла в Метехский храм Пресвятой Богородицы[7] и перед иконой Одигитрии стала молиться, чтобы Дева Мария спасла Грузию, как некогда спасла Царьград, окруженный полчищами аваров и скифов[8]. Вместе с царицей Тамар молился народ. Каждый исповедовал перед Богом свои грехи. Мирились те, кто раньше были во вражде друг с другом, богатые прощали долги своим должникам, отпускали узников и пленников на свободу. Храмы были открыты день и ночь. В битве при Шамхоре[9] грузинское войско одержало победу. Главным трофеем в этой битве была Шамхорская крепость, которая считалась неприступной.

Особенно грозным для Грузии было нашествие мусульман под знаменами Румского султана Рукнадина, правителя государства, образованного из отторгнутой от Византии провинции[10], который, подобно кесарю Византии, считал себя наследником Римской империи. Румский султан, уверенный в своей победе, послал царице Тамар письмо, где с неслыханной дерзостью требовал, чтобы царица вместе с народом приняла мусульманство. Поэтому борьба с турко-арабским войском была, прежде всего, борьбой за веру.

Румский султан ожидал, что грузинское войско, уступавшее ему численностью, не посмеет вступить в бой и перейдет к защите, а он возьмет один за другим крепости и города и замкнет кольцо своих войск вокруг Тбилиси. Гордый султан, считавший себя преемником цезарей, хотел взять Тбилиси штурмом, как некогда Тит – Иерусалим, и омыть кровью грузин позор за поражение, которое нанес туркам царь Давид Строитель[11], вырвав из их рук, как корону, Тбилиси.

Румский султан был опытный воин, свою жизнь провел в боях с византийцами и крестоносцами, где одерживал победы и терпел поражения. Но теперь случилось то, чего он не ожидал: война окончилась одним сражением. У Вардзийского монастыря разбилась, как о скалу волна, и погибла его армия.

В Грузии было спешно собрано войско, как будто звук боевой серебряной трубы облетел всю страну. Царица Тамар, обращаясь к воинам, сказала: «Пусть не устрашает вас многочисленность врага, надейтесь на силу креста. В битве совершится суд Божий».

Румский султан принимал в своем шатре из белоснежного шелка посла, который привез ответ, что вызов на войну грузинами принят. В это время султану донесли, что приближается грузинское войско. «Может быть, это спешит к нам отряд от союзных эмиратов, которые услышали призыв к джихаду – священной войне с христианами». Султану ответили: это христиане; мы видели крест на их знаменах.

Румский султан сидел в безмолвии. Он не понимал, как может орел напасть на стадо волков, а затем сказал: «Враги идут сами на мой меч покорно, как овцы на меч, теперь мне не надо будет гоняться за ними по горам и оврагам», – и добавил: – «Оседлайте мне боевого коня и для смены – лучшего арабского скакуна». Тот конь спас султана от смерти и плена[12]. Грузины похоронили убитых

Нет уголка в Грузии, где не произносили бы с благословением имя царицы Тамар. Царица знала, что враги Христа захотят отомстить ей после смерти, и поэтому завещала похоронить ее тайно, чтобы могила навсегда оставалась скрытой от мира. Грузия выполнила ее завещание. Ее могила сохранилась и от магометан и от монголов, и от тех вандалов, которые разрывают и оскверняют гробницы своих царей. Вся страна оплакивала царицу, весь народ чувствовал себя осиротевшим. Казалось, что слава и величие Грузии воплотились в лице царицы, и теперь предстоят грозные испытания.

Ночью из ворот замка, где умерла царица Тамар, выехало десять отрядов. Каждый вез гроб, десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она похоронена в Гелатском монастыре[13], в усыпальнице Багратионов[14]. Другое утверждает, что она погребена в Иерусалиме, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Лаша – Георгий[15] исполнил заветное желание своей матери: отряд грузин, примкнувши к войску крестоносцев[16], привез гроб царицы Тамар в Крестовый монастырь. Но это тайна, о которой никогда не расскажут уста земли…

У горцев есть предание, что, когда умножатся беды и скорби, царица Тамар снова придет в Грузию, снова сядет на своем золотом престоле и утешит народ. Но царица Тамар, царствуя не на земле, а на небесах духом своим, любовью никогда не оставляла Грузию и не оставит ее.


[1] Характерно, что грузинский народ в благодарность и за великие деяния называет святую Тамар не царицей, а царем. Это единственная женщина, которая удостоилась такой чести. Годы ее царствования – 1184–1213.

[2] Отец царицы Тамар, грузинский царь Георгий III, правил Грузией с 1156 по 1184 гг. – Здесь и далее примеч. редактора сайта «Православие.Ру».

[3] Святой Давид Строитель – грузинский царь, правивший с 1089 по 1125 гг. За время своего царствования он с Божией помощью вывел Грузию из состояния полной разрухи, объединил страну, изгнал захватчиков, исправил нестроения в Церкви, реорганизовал структуры управления государством, упорядочил финансы, создал регулярную армию и еще многое другое сотворил, оставив страну независимой и сильной. В 1122 г., освободив Тбилиси, царь Давид сделал его столицей Грузии. Память святого Давида Строителя Грузинская Православная Церковь чтит 26 января.

[4] Монастырь Вардзия – монастырь Успения Пресвятой Богородицы – уникальный пещерный монастырский комплекс (XII в.) на юге Грузии, в долине р. Кура: на протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой: однажды, когда царица Тамар была еще маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда еще недостроенного монастыря; вдруг мужчина потерял ее из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамар крикнула: «Я здесь, дядя!» («Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря. В XVI в. монастырь был захвачен и разрушен персами, а затем турками. В первой половине XIX в., после освобождения этой территории русскими войсками, возобновлен как греческий. В советское время – музей. С конца XX в. в монастыре возобновлена монашеская жизнь.

[5] Монастырь Бетания (от евр. бейт-хани – Вифания) – монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, расположенный в 16 км от Тбилиси. Основан ранее XI в. Среди фресок церкви монастыря сохранилась фреска, изображающая царицу Тамар. Долгое время монастырь, затерянный в горах и полуразрушенный, пустовал. С конца XIX в. в нем возобновилась монашеская жизнь. В годы большевистского лихолетья насельники монастыря, официально считавшегося закрытым, продолжали возносить свои молитвы к Господу. Старцы монастыря были известны далеко за пределами Грузии.

[6] Крестовый монастырь в Палестине – монастырь Святого Креста в Иерусалиме, основанный в IV–VII вв. на месте, где некогда росло древо, из которого был сделан Крест Господень. Был разрушен арабскими завоевателями в X–XI вв. Восстановлен в конце XII – начале XIII вв. как грузинский. В восстановлении монастырского комплекса принял деятельное участие Шота Руставели, бывший поверенным царицы Тамар: его портрет, единственный в мире, сохранился на одной из колонн главного монастырского храма. С XVIII в. в монастыре действовала Богословская школа Иерусалимского Патриархата (закрыта в 1908 по причине финансовых трудностей). На протяжении всего XX в. монастырь был в упадке: кроме настоятеля, здесь не было других насельников.

[7] Метехи – древняя цитадель и резиденция грузинских царей. Храм Божией Матери был построен в XII веке. На протяжении веков он его не раз разрушали (сначала монголами, позднее – персами), но грузинские цари вновь и вновь восстанавливали его. В диаконнике храма захоронена первая мученица грузинская – святая царица Ранская Шушаника (память 28 августа), замученная мужем-огнепоклонником в V в. Во времена коммунистов храм был переделан в театр, но теперь в нем снова ведется богослужение.

[8] Имеется в виду осада Константинополя в июне 626 г. Об этом, в частности, повествует один из памятников древнегрузинской письменности – повесть «Осада Константинополя скифами, кои суть русские», переведенная с греческого в 1042 г. преподобным Георгием Иверским (память 15 мая, 27 июня).

[9] Битва при Шамхоре (Шамхорате) произошла в 1203 г.

[10] Румский султанат был создан турками-сельджуками на захваченных у византийцев землях Малой Азии. Основателем и правителем Румского султаната с центром в вифинском городе Никея стал султан Сулейман (1077–1086 гг.). Позднее, после отвоевания Никеи в 1097 г. византийцами, столица сельджукского государства была перенесена в центрально­-малоазийский город Иконий или Коний (отсюда другое название этого государства – Иконийский султанат). Румский султанат распался к началу XIV века.

[11] Имеется в виду Дидгорское сражение (1121 г.), в котором 300-тысячной мусульманской армии противостояло 55-тысячное грузинское войско, на голову разбившее противника.

[12] Румский султан был разбит грузинским войском в 1204 г.

[13] Гелатский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы основан в 1106 г. грузинским царем Давидом Строителем, который и был похоронен здесь. На протяжении многих лет Гелатский монастырь был культурным и просветительским центром Грузии. При монастыре располагалась знаменитая академия. Время и исторические потрясения, конечно, оставили свой след на внешнем и внутреннем убранстве монастырских строений, но в целом монастырь и росписи его храмов прекрасно сохранились. В годы советских гонений на Церковь Гелати был превращен в музей. В настоящее время передан Грузинской Православной Церкви.

[14] Древний царский род Грузии, восходящий, по преданию, к ветхозаветному царю Давиду. Царица Тамар была из этого рода.

[15] Георгий IV Лаша (1198–1223) – сын и преемник царицы Тамар. Погиб в борьбе с полчищами Чингиз-хана.

[16] Грузинские войска принимали участие в пятом крестовом походе (1217–1221 гг.).

Прочитано: 66 раз.

Голосеево монастырь<--Голос --> Голосеево монастырь

Комментарии закрыты